Список форумов Форум

Форум "Русского Дома"

Добро пожаловать на наш форум!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Православная мода.Статьи к размышлению.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум "Русского Дома" -> Семья - малая церковь Христова
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Анна
Леди форума


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 03.01.2010
Сообщения: 44

СообщениеДобавлено: Сб Фев 06, 2010 7:04 pm    Заголовок сообщения: Православная мода.Статьи к размышлению. Ответить с цитатой

Православным о моде.Священник Сергий Николаев

Помните детскую игру? «Барыня собралася на бал.

Белый с черным не берите, да и нет не говорите. Что изволите надеть?» Трудно было нарядить и выпроводить эту самую барыню. Только когда это было? Теперь проще. Теперь и на бал, и к соседу, и в магазин, и на пикник одеваются одинаково. И в Церковь так же...

Летним воскресным днем выйдешь на церковный двор — и Николай Васильевич Гоголь так и отзовется в памяти: «Нет, это не губерния, это столица, это сам Париж». Или с поправкой на современность: «Это сам Пекин, Стамбул, Дели...» Спешат под звон колоколов братья и сестры в сияющих пижамно-спортивных костюмах, в изысканных шортах и майках, представляющих собой наглядное пособие по английской грамматике. Роскошные сарафаны, едва касающиеся плеч и исчезающие, не достигнув коленей. Яркие набедренные повязки «от Миклухо-Маклая». Трикотажное нечто, знакомое прежде лишь гуттаперчевому мальчику и канатоходцам. Все это, переливаясь самыми заграничными красками, спешит к молитве. Лишь несколько благочестивых женщин медлят у входа, повязывая на голове пущенную меж локонов ленту, чье назначение — символизировать собой целомудренный покров, завещанный Апостолом.

Что ж, о вкусах не спорят — считают некоторые. Почему же? Вкус бывает хорошим и дурным, вкус воспитывается. И тем более стоит поговорить о культуре одежды, что наш костюм — дело не только личное и не только внешнее. Всякая материальная культура есть отражение во внешней жизни отношения к культу — объекту поклонения, будь то истинный Бог, ложные кумиры или идеология. Таким образом, наше внутреннее христианское устроение может отражаться в культуре одежды и культуре поведения. Не имея в виду назидать все общество, адресуюсь лишь к тем, кто посещает Храм.

Обратимся к истории вопроса. К истокам. К народному костюму. Россия — страна Православная. Именно христианским религиозным воззрениям подчинена эстетика нашей народной одежды. Причем подчинена в большей мере, чем удобству носки.

Народный костюм — это костюм по преимуществу крестьянский. Когда-то наши соотечественницы пололи, сажали, запрягали лошадь, доили коров, убирали за животными, косили и жали одетые в длинные широкие юбки. И так много веков. При отсутствии водопровода, стиральных порошков и стиральных машин. Сегодня редкая, даже верующая, женщина не имеет брюк, хотя бы для сельскохозяйственных работ, походов за грибами и ягодами. Видно, ослабели наши соотечественницы в благочестии. В Священном Писании читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). А 62-е правило Шестого Вселенского Собора гласит, что таковых надлежит «отлучать от общения церковного». Правила этого, кстати, никто не отменял.

Вы не найдете в народном костюме ни короткого рукава, ни вольного выреза. А ведь климат в прежнее время не был прохладнее. Мужской костюм состоял из длинной, до колен, рубахи навыпуск и широких шаровар, или, как их раньше называли, портов. Если мужчина выходил со двора, то поверх рубашки всегда надевал кафтан — длинную верхнюю одежду ниже колен. Кафтан, в зависимости от времени года, мог быть теплым или легким. Женщины носили сарафан поверх длинной рубашки обязательно с длинными рукавами.

Сарафан расширялся практически от плеча и не имел ничего общего с той одеждой, которую мы привыкли видеть на артистках различных ансамблей народного танца или песни. Выходя из дома, женщина или девушка еще поверх сарафана надевала душегрею — пышную, нарядную оборку на коротких бретелях, достигающую талии. В особо торжественных случаях, например, идя в Церковь, надевался шугай — одежда, похожая на душегрею, но с рукавами. Платье никогда не прилегало к телу, не подчеркивало, не выказывало его формы. Но при этом всегда имело свою собственную эстетическую форму, позволяющую любоваться человеком, не оскверняя себя и его нечистыми мыслями.

Почти до конца прошлого столетия юбка практически закрывала ноги женщины, причем так одевались не только в России, но во всех христианских странах. До восемнадцатого века одежда до колен закрывала и ноги мужчины, а праздничное мужское платье носилось по щиколотку. Мужская сорочка еще в начале двадцатого века носилась навыпуск, прихваченная пояском. Даже в самую жаркую пору, на самых грязных работах — на покосе, при ловле рыбы, на огороде, при чистке хлева — крестьянин никогда не снимал рубахи, предпочитая намочить или измазать ее, но не обнажать тела.

Что это — дремучее невежество? Самоистязание? Нет. Целомудренная одежда наших предков была призвана охранять стыдливость женщины, не раздражать и не уязвлять взгляда мужчин, не разжигать похоти. Понятие о святости брака, чистоте и непорочности брачного ложа, обязанность воспитания в целомудрии и телесной чистоте своих детей, отношение к греху блуда — вот что легло в основу народного костюма.

Развитие промышленности привело к изменению уклада жизни и повлияло на костюм. Все это совпало с гонением на Православие и оскудением благочестия. С восемнадцатого века, сначала поневоле, благодаря внутренней государственной политике, а затем просто благодаря постоянному дурному примеру полностью изменился русский костюм. Все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам, все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изобретает для забав, для роскоши, для неги модной... — все это наполнило гардеробы и помыслы наших вельможных предков. Потом, как водится, спустилось к служилому дворянству, купцам, чиновникам, мещанам, мастеровым и даже достигло крестьянства.

Теперь одежда не укрывала от греха, а прямо звала к нему. Появилась мода. А с нею зависть. Появилось желание приобретения нового костюма: нового фасона, цвета материи. С новыми приобретениями расцвело тщеславие, жажда восхищения. Начались увлечение драгоценными украшениями, тяга к роскоши. Началось обнажение. Женщины обнажили головы, мужчины отвергли бороды и обнажили свое лицо. Декольте у женщин и рейтузы у мужчин сделались обязательными при дворе. Соблазнителя стали именовать поклонником. Недостойное поведение располагающей к блуду женщины получило название привлекательности, очарования, по-французски — шарма.

И все же всегда существовало место, куда почти до самого последнего времени никто не решался войти в неподобающей, «не в брачной одежде» (Мф. 22, 11). В достаточных домах каждый член семьи имел особую праздничную одежду для посещения Церкви. Иногда так и говорили: «пасхальная юбка», «обеднишняя пара», или «обеднишнее платье», то есть платье, в котором ходили к Обедне. Как бы беден ни был человек, но в Церковь он старался прийти чистым и опрятным. Как бы богат он ни был, в Храм шел в скромной одежде, без излишеств. Здесь был предел любому щегольству, любому кокетству. Не только в Храм, но даже мимо церковных ворот старались не ходить в неблагочестивом виде. Так одно лишь воспоминание о Боге может изгнать грех.

Традиционно мужчины надевали темную пару, то есть брюки и сюртук, позже пиджак, но обязательно, при любой погоде на рубашку надевалась верхняя одежда. Женское нлатье, не обязательно темное, а скорее светлых праздничных цветов, было скромного (то есть скрытного, скрывающего) фасона, всегда имело длинный рукав и уместную длину. Украшения в церковь носить было не принято. Голова женщины в храме всегда должна быть покрыта, преимущественно платком, хотя высшее сословие носило и шляпки, но небольшие, простые, не мешающие прикладываться к иконам или к кресту.

Вернемся все же к сегодняшнему дню. Нельзя сказать, что прежнее благочестие полностью утрачено. Как раз большая часть верующих приходит в Храм в подобающем костюме, независимо от возраста. Ведь одеться благочестиво не значит одеться некрасиво или смешно. Вполне можно совместить и моду, и возраст, и благочестие, и вкус. Дело в нашем отношении к предмету. Ведь, если вы пойдете на прием к главе администрации по вопросу необходимого вам жилья или выделения земельного участка, вряд ли вы решитесь заглянуть в кабинет в футболке, спортивных брюках и тапочках. А если представить, что вас пригласили на аудиенцию к шведскому королю, то не в сарафане же или бермудах пойдете вы во дворец.

Нет, вы отнесетесь к выбору гардероба очень ответственно. Почему же так безответственно некоторые из нас одеваются, идя в Храм, который мы называем домом Божиим? Отчего кто-то гладит брюки и рубашку перед тем как предстать перед земным начальством, а на молитву — беседу с Богом — одевается кое-как? Хватит, мол, с Него и спортивных штанов. Отчего? От отношения к Богу. Именно от этого и зависит наша культура. Действительно ли мы считаем Его Отцом, Начальником, Судьей или низводим Творца до уровня служебного духа, призванного давать нам утешение, радости, избавление от печали и прочие блага по нашему высочайшему повелению.

Да, «по одежке встречают», — говорит пословица. Но иногда эта одежка такова, что, встретив гостя, хочется тут же и проводить его. Куда спешишь ты, матушка, раскрасив лицо, взбив пышным облаком замученные волосы и неся на себе замысловатый наряд? В дом молитвы? Здесь, в Храме, все, что служило предметом твоих забот — прическа и платье и измененное лицо, — все это лишь обличит тебя. Твою суетность и тщеславие, себялюбие и зависть. Где-то в другом месте не так будут заметны эти грехи. Но в Храме... Впрочем, если ты так невнимательна к своей душе, то позаботься хотя бы о других. Твой вид будет искушением для многих. Он развлечет, склонит к осуждению, уязвит обидой. Потому что весь наряд твой рассчитан на зрителя. И назначение его поражать, возбуждать любопытство, разрушать покой окружающих. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).

Неразумно относиться к одежде легкомысленно, считая, что прикрывающее тело платье никак не связано с нашей личностью, с душой, с будущей жизнью. Наше платье отражает наше внутреннее устроение, тщеславие и смирение, развращенность и целомудрие. Не случайно Спаситель души уподобляет одежде и о чистой от грехов душе говорит как о брачной одежде.

Мы знаем, что не только мощи Святых оказывают чудотворения, но даже их платье. Одежда Апостола Павла имела чудесную силу, «так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 12). Не случайно кусочки ткани и даже ниточки от одежды Святых вкладывают в мощевики и бережно хранят, вставляя в Иконы и Кресты.

Как самая близкая нам материя, одежда может и сама оказывать влияние на нашу душу. Святитель Феофан Затворник советовал не брать одежды от людей страстных, подверженных какому-либо греху, и даже не касаться их вещей, во избежание, так сказать, «духовной заразы».

Неблагочестивый наряд оскорбляет и подавляет стыдливость, дает свободу блудным помыслам, способствует развращению своего обладателя. Иная думает, что она дразнит только других своим вызывающим платьем, а на самом деле это одеяние разжигает ее чувственность. Даже простое щегольство не остается безнаказанным. Прежде знали, что девушка-щеголиха — ненадежная жена. И умные родители избегали посылать сватов за такой невесткой.

Всякий грех начинается с помыслов, с мысли. Иногда помысел так и не завершается действием. Но тем не менее, греховная мысль все же оказывает свое разрушающее действие на нашу душу, особенно если мы даем ей развитие в своем уме, так сказать, сознательно «репетируем» грех. Отвечать за такие «репетиции» нам также придется.«Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 2Cool, — говорит Спаситель. Если туалет или внешний вид женщины может уязвить вожделением кого-либо, то и ей придется разделить вину сердечного прелюбодеяния с тем, чей взгляд она уязвила. А разве не на раздражение чувственности рассчитано большинство сегодняшних туалетов? Так любая вызывающе одетая женщина может понести наказание вместе с блудницами. И стоит ли, прилагая грех ко греху, увлекаться нарядами, идя в Церковь?

Отношение к косметике в христианской традиции всегда было однозначным. «Ибо отчего, скажи мне, ты прибавляешь от себя нечто к тому, что создано совершенным от Бога? Неужели тебе мало того, что сотворил Бог? Следовательно ты, считая себя искуснейшею художницею, принимаешься исправлять то, что создано Богом», — обличает Святитель Иоанн Златоуст.

Раскраска лица порицается вообще, но тем более она не уместна в Храме. После Службы мне приходится стирать следы помады с напрестольного Креста и Евангелия. Следы помады пестреют на Иконах. Были случаи, когда с краской на устах дерзали подходить к Причастию. Что тут можно сказать? «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Только глубоким невежеством можно несколько оправдать подобное кощунство.

Конечно, волосы — это украшение женщины. И относиться к этому украшению нужно бережно. Господь дает всякому именно те волосы, которые более всего сочетаются с лицом. Поэтому искажать природу своих волос — только уродовать себя. Лучшее — враг хорошего. «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» — писал Апостол Павел (1 Кор. 11, 14—15), возводя прическу до символа. Существуют даже исследования, позволяющие определить зависимость поведения человека от длины его волос. Так, например, замечено, что девочки, у которых не стригут волосы, растут более послушными. Слишком короткие волосы у мальчиков или у мужчин увеличивают безразличие к опасности. Это было использовано римскими военачальниками.

Некогда остригали волосы лишь у блудниц. Остриженная коса была как бы позорным клеймом. В XVIII столетии в России появились женщины-актрисы, они также стригли волосы. Правда, их положение мало чем отличалось от положения наложниц. В конце XIX века барышни-курсистки уже щеголяли своей стрижкой как символом свободы от родительской власти. Впрочем, не все. Большинство кос исчезло во время революции. Революционерка и коса или комсомолка и коса как-то не совмещались.

Впрочем, любую женскую прическу, идя в Храм, следует покрыть головным убором. Лучше платком. По словам Апостола Павла: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11, 5—6). Кстати, многие благочестивые женщины именно платок, как наиболее легко заменяемую часть одежды, стараются подобрать под цвет праздника. Ведь каждый праздник в Православной Церкви имеет свой цвет. Так, Господские Праздники — Рождество, Крещение, Сретение, Преображение - служатся в белом облачении. Праздники, посвященные Богородице или Ее чудотворным Иконам, — в голубом облачении. «Троица» — в зеленом. Зеленое облачение бывает также на Службе Преподобному. Мученикам положена Служба в вишневом. Святителю — в золотом или желтом. В Пост облачение черное или фиолетовое. На Пасху — красное.

Как уже говорилось выше, носить украшения в Церковь не принято. В последние годы появилась неправильная манера носить православный нательный Крест поверх одежды или на короткой цепочке, так, что его видно при открытом вороте рубашки. Таким образом, Крест используют как декоративную деталь туалета, он низводится на степень кулона, значка, украшения. Это оскорбление святыни. В Православной традиции, носить Крест на груди обязательно под одеждой. Вера — дело сердечное, внутреннее, она не афиширует себя. Против внешних атрибутов благочестия не раз предостерегал Спаситель.

И еще раз хочу напомнить слова Божественного Апостола: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, сб стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 8—10).

http://pokrovhram.ru/list/04/44.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Анна
Леди форума


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 03.01.2010
Сообщения: 44

СообщениеДобавлено: Сб Фев 06, 2010 7:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Из телепрограммы «Православная энциклопедия»

По традиции Русской Церкви, мужчины в храме снимают головные уборы – в знак смирения перед Богом. Женщины, наоборот, покрывают голову косынкой или платком. Этот обычай берет свое начало из Священного Писания – из наставлений св. апостола Павла. Внешний вид и одежда молящихся должны быть неброскими и опрятными. Главное, одежда не должна отвлекать от молитвы и смущать окружающих.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мученицы Татианы при МГУ им.М.В.Ломоносова: – Это вопрос личной свободы и ответственности человека перед Богом, который не нужно выводить на уровень дисциплины, подобной армейской.

Варвара Волкова, регент храма св. Татианы: – Девушка, когда одевается в храм, должна, прежде всего, для себя решить: она одевается для того, чтобы себя показать, как она красива, чтобы привлечь к себе внимание молодых людей, или это – просто благочестивая спокойная одежда, которая не отвлекает других от молитвы.

Одежда ни в коем случае не должна становиться препятствием на пути человека к Богу. Увы. бывают случаи, когда человека, может быть и неподобающе одетого, в храме грубо одергивают или даже выгоняют.

Варвара Волкова, регент храма св. Татианы: – Почему, скажите, нельзя первый раз в храм войти девушке в брюках? У меня подруга зашла в брюках впервые – на нее накинулись, и она сказала, что в храм больше никогда не войдет.

Протоиерей Максим Козлов: – Если ты видишь, может быть и не новопришедшего человека, в храме, который пока всем необходимым критериям вполне не удовлетворяет, запрети себе раз и навсегда делать этому человеку замечания, особенно в состоянии внутренней немирности по отношению к нему.

В отношении новопришедших Святейший Патриарх Алексий однозначно сказал, выступая на недавнем Епархиальном собрании московского духовенства, что если сейчас выгонять всех женщин, которые перешагнут порог храма в брюках, то можно остаться без прихожанок.

Вся наша жизнь, безусловно, накладывает свой отпечаток и на одежду современных прихожанок. Наталья, студентка Медицинского университета, зашла на службу в перерыве между учебой и работой.

Наталья Шиповская, студентка Медицинского университета: – Конечно, я специально перед дежурством не одеваю длинную юбку, тем более, часто бывает, что после этого приходится идти в институт, и это совершенно неудобно. Поэтому одежда у меня обычная, повседневная – джинсы, курточки.

Черные, непомерных размеров, до пола, длинные облачения, – вовсе не есть обязательный атрибут женского костюма в приходском храме. Некоторые почему-то думают, что вызывающе мрачный вид – свидетельство внутреннего благочестия.

Варвара Волкова, регент храма св. Татианы: – Почему черный цвет, я не очень понимаю, если ты не монашествующий. Воскресение – это малая Пасха, почему бы не одеться так, чтобы на тебя было приятно смотреть? Ведь своим видом ты показываешь и свою веру!

Сам Спаситель предупреждал учеников беречься «закваски фарисейской». Поэтому главный критерий в выборе одежды для посещения храма следующий:

Протоиерей Максим Козлов: – Не соблазни! Не соблазни своим внешним видом, и шире – своим поведением.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Сегодня на эту же тему мы поговорим с художником, которая шьет не только современную и модную одежду, но и восстанавливает по древним образцам церковное облачение.

Тамара Соколина

Тамара Соколина – член Союза художников России и Союза художников и графиков международной федерации ЮНЕСКО. Занимается ручной вышивкой, росписью по шелку, создает церковные облачения и шьет светскую одежду – для прихожан православных храмов. Её вышитые иконы, покровцы, бисерные пасхальные яйца, священнические пояса и епитрахили есть и в храмах, и в частных коллекциях. И не только в России, но и за рубежом. За участие в выставках православного искусства Тамара Соколина награждена многими дипломами.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, Тамара Николаевна. Мы рады видеть Вас в нашей студии. Какие замечательные вещи вы вышиваете. А давно Вы начали заниматься церковным искусством?

Т.Н. Соколина: – Да, я этим стала заниматься больше 20 лет назад, когда по благословению одного московского священника я попала на остров Залит, к отцу Николаю Гурьянову, а потом – в Печоры, к отцу Иоанну (Крестьянкину). У меня был внутренний порыв, желание как-то изменить старую жизнь, журналистскую, на что-то другое, что ближе к Церкви, и я отправилась в Печоры. Там я случайно встретилась с отцом Иоанном (Крестьянкиным), он меня благословил сразу и сказал, чтобы я занималась церковной вышивкой.

Он мне предложил работу, которую я должна была делать. Одну работу – Напрестольное Евангелие – я завершила только через 20 лет после того, как он меня благословил, потому что к этому тоже надо было прийти.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я очень рад услышать имя отца Иоанна (Крестьянкина), потому что в моей жизни с его именем связаны самые важные события – это и благословение на священническое служение, и благословение на брак с моей матушкой. Я сейчас вспоминаю, что когда мы были в Печорах с моей супругой, тогда еще невестой, и просили его благословить наш будущий брак, он тогда очень строго сказал так: «Ты свою Машеньку обязательно очень красиво одевай!» И с тех пор я стараюсь выполнять все благословения старца, в том числе и это.

Скажите, что такое, по Вашему мнению, православная одежда, или православная мода?

Т.Н. Соколина: – На сегодняшний день этот вопрос обременяет многих женщин и прихожан, но я думаю, что нет понятия «православной моды» вообще, потому что Православие, Церковь – это данность, а мода – изменяема, и говорить именно о православной моде – это, значит, привязывать мировоззрение к каким-то конкретным вещам. Но исторически всегда люди одевались в зависимости от сословного состояния. Мода – понятие текущее, преходящее, и современные православные женщины часто не в состоянии следить за ней, да это и не резонно, потому что у каждой есть свой стиль, свои соображения по этому поводу.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – То есть, вы считаете, что главное – обрести свой стиль?

Т.Н. Соколина: – Конечно, и не только свой стиль, но свое видение и восприятие мира, которое можно передать через одежду в том числе.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Вот Вы ходите в храм, какими вы видите прихожан? Что вы можете сказать о внешнем облике современного православного христианина?

Т.Н. Соколина: – Когда входишь в храм, обращаешь внимание на то, что большинство людей одеты так, как будто они только что с огорода, с грядки пришли в храм, не специально на службу, а как-то по пути заскочили… Для них это, похоже, не является праздником души и праздником внутренней жизни, который они старались бы подчеркнуть своей одеждой. В основном это люди, делающие все на ходу, не обращающие внимания на свой внешний вид. Это касается не только женщин, но и мужчин, потому что особенно мужское отношение к своему внешнему виду в Церкви – самое печальное.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я готов с Вами согласиться, тем более что часто вспоминаю, какое сильное впечатление на меня произвела служба в Закарпатье, когда я оказался на праздник Преображения в деревенском закарпатском храме. Люди пришли туда не просто празднично, красиво одетыми, а одетыми в старинные национальные костюмы, которые только в музее увидишь или на концерте ансамблей народной музыки. Это было для меня настоящим потрясением, я никогда ранее не видел, что люди так переживают праздник. Для них это было действительно радостью – прийти в храм, и они всем своим видом показывали, насколько они торжествуют в этот день. Мы, по-моему, это чувство праздника утратили…

Т.Н. Соколина: – Утратили, действительно, и утратили настолько, что, особенно на православных выставках, в начале нашей деятельности, много приходилось объяснять людям, что есть определенные дни, даты, определенные события в церковной жизни, которые человек должен как-то выделять, и человек не должен бояться и комплексовать по поводу того, как он одет.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Тамара Николаевна, Вы изучаете историю костюма. А в чем люди ходили в храм в XIX веке, была ли специальная одежда?

Т.Н. Соколина: – Нет, специальной одежды для храма никогда не было, было просто соответствующее отношение к одежде. Если человек шел в храм на воскресные, праздничные службы, он одевался не в ту же одежду, в которой он дома находился, на балы ходил или в гости, это была деликатная, приличная одежда, чистая, нарядная. Например, были обычаи одевать на Рождество – только новую одежду, на Пасху надо было обязательно быть в белом.



Ведущий – священник Алексий Уминский: – Тамара Николаевна, а сегодня как стоило бы одеваться прихожанам, чтобы прийти в храм по-настоящему хорошо одетым?

Т.Н. Соколина: – Мне кажется, что сегодня люди должны больше внимания обращать на свой внешний вид, насколько он чист, опрятен и аккуратен, потому что основной недостаток – это пренебрежение к своему внешнему виду.

Мне кажется, многие люди считают, что если они себя никак не одевают, являют так называемое «смирение в одежде», то это поднимает их духовный статус. Но это пренебрежение к своему внешнему виду выявляет, прежде всего, неуважительное отношение к людям, которые нас окружают. Поэтому если ты идешь в воскресение на службу, ты должен одеть на себя все красивое.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Что бы Вы посоветовали, например, одеть женщине, мужчине, ребенку?

Т.Н. Соколина: – Начнем с мужчин, потому что они стоят у нас в храме на самом видном месте. Мужчина должен одеть светлую рубашку, если он носит галстуки, то должен одеть галстук, должен быть чист, вымыт, опрятен, аккуратен, с чищеными ботинками.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это немаловажно!

Т.Н. Соколина: – Конечно! Женщины на службе обязательно должны иметь головные уборы, с этого начинается вся церковная жизнь.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Как раз их Вы и принесли, специально чтобы показать нашим женщинам, как можно красиво себя одеть.

Т.Н. Соколина: – Да, я принесла несколько вышитых палантинов.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Это Ваша работа?

Т.Н. Соколина: – Да, это коллекция шифоновых фантазий, специально сделанная для венчания – ведь для православного человека это очень важно. Потом, есть зеленый шарф, который можно одеть на Троицу. То, что они сделаны таким образом, очень удобно – они не падают. Вот еще один венчальный: лилия – цвет чистоты, поэтому я использовала эту тему в шарфе.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Я думаю, что каждая женщина может сама постараться, чтобы сделать что-то для себя своими руками.

Т.Н. Соколина: – Может! И я сторонница того, чтобы все, кто имеют в своем гардеробе какие-то разонравившиеся вещи, их не выбрасывали, к ним серьезнее относились, – переделали, поправили немножко, видоизменили, что-то вышили, ведь рукоделие вообще характерно для наших прихожанок. Пусть украсят себя и осознают, что если они идут в храм, то они идут на праздник. Литургия – это вторая Пасха, и человек должен всегда об этом помнить. И детей надо с детства приучать к тому, что воскресная служба – это праздничная служба, они тоже должны быть соответствующим образом одеты.

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо, Тамара Николаевна, за Ваше мнение и за те работы, которые Вы нам показали. Я желаю Вам успехов в благородном деле украшения наших прихожан и прихожанок. Бог Вам в помощь.

Т.Н. Соколина: – Спаси Вас Господи.

http://www.sedmitza.ru/text/401376.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Анна
Леди форума


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 03.01.2010
Сообщения: 44

СообщениеДобавлено: Сб Фев 06, 2010 7:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Джинсы - вчерашний день.В.Легойда

Александр Пушкин, рассуждая о том, почему в России так не близки дворянство и духовенство, заметил: когда священники перестанут носить смазанные сапоги и станут похожи на нас, тогда мы сможем общаться. Если не говорить о священниках, многие православные не готовы расстаться со своим «имиджем», который нередко выражается в небрежности или стилизации под старину и при этом считается истинно миссионерским. Должен ли православный выглядеть как-то специально православно? Комментирует главный редактор журнала «Фома», руководитель Информационного отдела Московской Патриархии, заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО, автор сборника «Мешают ли джинсы спасению» Владимир ЛЕГОЙДА.

– Когда я писал сборник «Мешают ли джинсы спасению», православных на улицах Москвы можно было определить по опущенному в землю взгляду, по сапогам — если это парень, по длинной, подметающей асфальт юбке — если девушка. И дискуссия шла о том, можно ли пойти в храм в джинсах, может ли женщина в брюках пойти в храм и вообще насколько важно то, в чем человек ходит. Отвечая на неофитские порывы девяностых годов, мы говорили, что в христианстве не это главное, не в этом православная жизнь, и сейчас я так же считаю.

И все же сегодня я бы так свой сборник не назвал: изменилась ситуация. Я вижу новое поколение, огромное количество людей, которые, легко называя себя православными, о своем внешнем виде вообще не задумываются. И я не нахожу, что это правильно. Они — не открывая — закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и вот этот неофитский пыл, который часто замыкался на форме, — даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмотрите любую социальную сеть в интернете. «В контакте» есть графа «вероисповедание», и там все — «православные», но фотографии, которые вывешиваются, если говорить о женских фото, вполне могут быть предложены в журналы фривольного содержания. И вот такие несочетаемые вещи сегодня сочетаются.

Конечно же, внешний вид важен. Одежда имеет свою мифологию, одежда — одна из форм проповеди, особенно в наше время.

Но здесь начинается вот какая проблема: Церковь — это не субкультура, хотя именно опасность такого восприятия нам сегодня угрожает. Об этом мы в свое время говорили, когда открывался телеканал «Спас», который выходит на НТВ+, предоставляющем свои возможности огромному числу нишевых каналов: есть музыкальный, есть канал про животных, а вот можно еще сделать «про Церковь». Это очень опасно и неверно, если к Церкви начнут относиться как к субкультуре. Также не совсем правильно говорить, что Церковь — «часть общества». Часть наряду с кем? С байкерами? Получается, что есть некое общество и в нем — некая часть. Но Церковь в каком-то смысле больше общества. И у Чаши могут встретиться люди разных «субкультур». Патриарх Кирилл недавно в Туле говорил, что паства Русской Православной Церкви сегодня практически совпадает с обществом. Поэтому я не считаю, что у православных мирян непременно должна быть какая-то особая одежда, которая их должна отличать. Есть такая мысль — ее приписывали разным отцам первых веков христианства, — что христиане по внешнему виду могут ничем не отличаться от людей той страны, в которой они живут, но могут отличаться внутренним состоянием и поведением.

Однако зависимость между внешним и внутренним, безусловно, существует. Философ Алексей Федорович Лосев в «Диалектике мифа» приводит несколько примеров, где показывает эту очень серьезную связь между поведением человека и внешним видом. Поэтому, мне кажется, здесь есть некие ограничения, точнее сказать, требования. Ведь одежда — это часть культуры, а культура — это во многом система запретов. И если человек называет себя верующим и носит откровенно соблазнительную одежду, тогда возникает вопрос: что он думает о своей вере и для чего он таким образом одевается?

Свобода выбора у человека остается. Она была у него еще в Эдемском саду. (Другое дело, что, помимо свободы выбора, есть еще свобода от греха, которая была у прародителей и которая была потеряна в результате грехопадения.) И поэтому человек вправе одеваться так, как он хочет. Но любой сознательный человек, совершая тот или иной выбор, должен понимать, что этот выбор приводит к определенным последствиям…

Одно из требований, которое часто предъявляется к православному внешнему виду, — скромность. Я не готов использовать обязывающее слово «целомудрие», потому что целомудрие — это не про одежду, и мне не хотелось бы снижать значения этого понятия, которое говорит нам о целостности личности… Но целомудрие (или его отсутствие) проявляется и внешне. Если в человеке отсутствует целостность, то эта разорванность будет проявляться и в мыслях, и в поступках, и в речи, и в одежде. И это особенно хорошо видно в современном мире, в котором очень много направлено на соблазн. Это касается и некоторых тенденций современной моды, осознанно вызывающих, агрессивных, провокационных. Это проблема нашего времени, это проблема мира, в котором забыто понятие «грех».

Я совершенно не хочу огульно осуждать современную моду и так далее. Действительно, иногда трудно провести границу между изысканностью, изяществом и желанием привлечь к себе особое внимание и использовать его в своих целях. Конечно, многое здесь зависит и от восприятия, неизбежно субъективного. Чистому все чисто. Но я хотел бы отметить вещи, которые хотя и не касаются длины юбок, но кажутся мне очень важными. Например: я думаю, что представители моего поколения тридцатилетних, и тем более старшие поколения, не могли бы сказать своей матери: «Ты сексуальная». Я своей маме сказать такое не могу. Я могу сказать: «Мама, ты прекрасно выглядишь, ты красивая, ты замечательная». Насколько я понимаю, поколение тинейджеров, и даже двадцатилетних, сегодня говорит это не просто легко, а еще и где-то к внутреннему удовольствию самих мам. Мне представляется, что за этим стоит некий вызов, некая направленность на исключительно внешнюю, соблазняющую сторону, что, естественно, проявляется во внешнем виде, в одежде.

Другая крайность — небрежность, неряшливость. Я думаю, если на человека неприятно смотреть — это не очень правильно с православной точки зрения. Всему свое место и время. Мне рассказывал один мой товарищ: когда он учился в семинарии, у них был один «подвижник», который хотел подражать древним инокам, и перестал мыться. Но он жил не один в келье, и его «сокамерник» выдержал несколько дней, а потом сказал: «Если хочешь подвижничать, то начни сначала отшельничать». В обществе неизбежны правила общежития, нормы вежливости, и внешний вид — это их часть.

Все православные — разные. Но православный человек — это внимательный человек. Он призван со вниманием относиться к тому, что он говорит, что ест, что думает, как одевается. И здесь важно, как всегда, искать царский путь: внимание может проявляться в стремлении выглядеть всегда черным и мрачным, что идет изнутри, и это внешнее выражение внутреннего содержания, может быть, не совсем рядом со Христом. Но если совсем нет этого внимания, это тоже не очень правильно с точки зрения отношения к себе и к другим людям.

Я, например, не могу войти в храм в футболке или рубашке с короткими рукавами. Не считаю, что это должно быть обязательно для всех, но я лично стараюсь ходить с длинным рукавом, мне так удобно. Но это не значит, что я не зайду в храм, если мне очень нужно, а я оказался в футболке.

http://www.pravmir.ru/dzhinsy-vcherashnij-den/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Анна
Леди форума


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 03.01.2010
Сообщения: 44

СообщениеДобавлено: Вс Фев 07, 2010 5:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Магазины,продающие одежду для православных женщин:

http://alex-nika.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

http://www.12praz.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Анна
Леди форума


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 03.01.2010
Сообщения: 44

СообщениеДобавлено: Ср Фев 24, 2010 4:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Странно.Куда-то делось сообщение Админа в этой теме и мой ответ...Цензура? Shocked
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Татиана



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 21.04.2010
Сообщения: 2
Откуда: Щелково

СообщениеДобавлено: Ср Апр 21, 2010 10:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне 35 лет, у меня трое детей, муж. В моем гардеробе нет брюк вообще. Только одни для ремонта. Юбки и платья значительно ниже колен, а шапки я носить не умею, хожу только в платках. И точно знаю, что другой дети меня не поймут. Моей дочери 1,8. Ее штанишки - зимние на большие холода и непромокашки на осень. Все остальное время только платья и юбки. И ей удобно, она их не снимает, надеюсь, привыкнет именно к женской одежде. У моей знакомой дочь ходит только в джинсах (их множество разной формы и раскрасок), и родители ее удивляются, что растет парень: запросто подерется, на все свое мнение, запросто голос повысит. Это не в осуждение, упаси Бог, это констатация факта: одежда определяет внутреннее содержание и восприятие самой себя. А мода, на мой взгляд, сейчас нацелена на чувственность и сексапильность, все эти брючки, юбочки-пояса и т.д. Вред не только нравственному, но и физическому здоровью. А говорить о неудобности длинной юбки или платья мне не приходится. Очень удобно и тепло. Кстати из моих подруг никто меня немодной не считает.
_________________
Не так уж и важно, что ты упал, важно-поднимешься ли.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
w-admin
Злой Админ


Репутация: +4/–1    

Зарегистрирован: 29.12.2009
Сообщения: 1293

СообщениеДобавлено: Чт Апр 22, 2010 12:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Анна писал(а):
Странно.Куда-то делось сообщение Админа в этой теме и мой ответ...Цензура? Shocked

Захавали злобные червячки Смеется
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Анна
Леди форума


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 03.01.2010
Сообщения: 44

СообщениеДобавлено: Ср Май 19, 2010 6:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Татиана писал(а):
Мне 35 лет, у меня трое детей, муж. В моем гардеробе нет брюк вообще. Только одни для ремонта. Юбки и платья значительно ниже колен, а шапки я носить не умею, хожу только в платках. И точно знаю, что другой дети меня не поймут. Моей дочери 1,8. Ее штанишки - зимние на большие холода и непромокашки на осень. Все остальное время только платья и юбки. И ей удобно, она их не снимает, надеюсь, привыкнет именно к женской одежде. У моей знакомой дочь ходит только в джинсах (их множество разной формы и раскрасок), и родители ее удивляются, что растет парень: запросто подерется, на все свое мнение, запросто голос повысит. Это не в осуждение, упаси Бог, это констатация факта: одежда определяет внутреннее содержание и восприятие самой себя. А мода, на мой взгляд, сейчас нацелена на чувственность и сексапильность, все эти брючки, юбочки-пояса и т.д. Вред не только нравственному, но и физическому здоровью. А говорить о неудобности длинной юбки или платья мне не приходится. Очень удобно и тепло. Кстати из моих подруг никто меня немодной не считает.


Татиана,согласна с вами.У меня тоже юбки в гардеробе,но очень спокойно отношусь к тем, кто носит брюки,кому в них удобнее и теплее.Дочь стараюсь в летнее время одевать платьица,юбочки - конечно это необходимо для девичьего гардероба.Но и брюки и бриджи носим с удовольствием.
Заметила,что практически все православные девочки,покинувшие стены нашей церковно-приходской школы не возвращаются к целомудренным юбочкам и косыночкам.И это совершено понятно.Их одежда - вызов родителям,сложившемуся стереотипу и мнению окружающих.Поэтому,чтобы как-то упредить эту ситуацию - брюки не исключаю из гардероба.А доча со временем сама разберётся - красиво или нет,уместно или не стоит. Очень сложно складывается альтернатива сложившейся церковной моде. Но жизнь не стоит на месте,многое меняется в лучшую сторону.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Marija_N



Репутация: 0    

Зарегистрирован: 16.11.2011
Сообщения: 4

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 16, 2011 11:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Татиана писал(а):
Мне 35 лет, у меня трое детей, муж. В моем гардеробе нет брюк вообще. Только одни для ремонта. Юбки и платья значительно ниже колен, а шапки я носить не умею, хожу только в платках. И точно знаю, что другой дети меня не поймут. Моей дочери 1,8. Ее штанишки - зимние на большие холода и непромокашки на осень. Все остальное время только платья и юбки. И ей удобно, она их не снимает, надеюсь, привыкнет именно к женской одежде. У моей знакомой дочь ходит только в джинсах (их множество разной формы и раскрасок), и родители ее удивляются, что растет парень: запросто подерется, на все свое мнение, запросто голос повысит. Это не в осуждение, упаси Бог, это констатация факта: одежда определяет внутреннее содержание и восприятие самой себя. А мода, на мой взгляд, сейчас нацелена на чувственность и сексапильность, все эти брючки, юбочки-пояса и т.д. Вред не только нравственному, но и физическому здоровью. А говорить о неудобности длинной юбки или платья мне не приходится. Очень удобно и тепло. Кстати из моих подруг никто меня немодной не считает.

Вы работаете или дома сидите ?И если работаете. то кем ? В церковной лавке торгуете ? На Востоке в древности мужчины брюки не носили , в Иудее носили хитоны. в Римской империи туники. Кочевые народы. верхом на лошадях которые. носили брюки . в том числе и женщины под балахоном. шароварчики ( вспомнить хотя бы Дину из Кавказкого пленника) не голыми же ногами на лошадь садится. Я в основном хожу в юбках, но в поезд например ( а все время попадается верхняя полка) надеваю брюки. не представляю как лезть в юбке на верхнюю полку а внизу мужчины сидят и смотрят. ага. Последний раз пока нижняя полка пустовала сидела внизу. потом зашла мама армянка с сыночком здоровым детиной лет 18-20 они меня с нижней полки согнали. сыночка на нижнюю полку уложили. так я три дня над его головой(мне за тридцать ) и лазила наверх. Хорошо, что не в юбке.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум "Русского Дома" -> Семья - малая церковь Христова Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS